Вступление
Добрый день! |
Новости сайта |
ТеорияСегодня мы говорим об операторе выбора. Оператор выбора позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы. Параметром по которому осуществляется выбор служит так называем ключ выбора, который может быть любого типа. Структура оператора выбора выглядит несколько страшно :): case ключ_выбора of список_выбора else операторы end;Список выбора при этом состоит из нескольких конструкций вида выбор : оператор;
Давайте рассмотрим такой пример (он правда не очень актуален, но....) : пользователю нужно ввести число (у нас оно будет хранится в переменной day), а мы выведем по нему день недели:
Константы - это переменные, которые не могут изменять своего значения (или переменные - это константы, которые его меняют :) Так вот константы - это очень важная часть программы, для их описания выделена целая сексия. Константы имеют имя и значение. Секция констант начинается со слова const. Эта секция обычно распологается перед секцией переменных. Теперь шаблон у нас превращается в нечто более сложное:
Зачем нужны константы, ведь вполне можно использовать численные значения ? Константы нужны для удобства! При компиляции они автоматически заменяются своими значениями. Но например, если это число нужно изменить ? (число П не изменишь, но например стоимость товара или ширина шкафа) Тогда просто меняете значение константы, номер версии программы на 1.01 и получаете совершенно новый продукт :) |
ПрограммаДавайте сегодня напишем маленькую ходилку - нажимая на клавиши будем двигать курсор по экрану. Управление выберем самое примитивное.... нет не стрелки :) ... они как не странно несколько сложнее, а буквы w, a, s, d. Выход из программы будем осуществлять по клавише ESC. Для передвижения курсора нам понадобится функция gotoxy (X, Y) - передвижение курсора на координаты X,Y. При этом левому верхнему углу экрана соответсивуют координаты (1,1) а правому нижнему (80, 25). Это функция из модуля CRT.
В переменных x и y - у нас хранятся координаты. В начале мы присваем им значения 1,1 - т.к. после выполнения Clrscr курсор перемещается в эту точку. Цикл while у нас идёт с условием key <> chr (ESC). Функция chr (X) преобразует целое число к символу. Константа ESC имеет значение 27 - код клавиши ESC, однако мы помним, что Паскаль - строго типизированный язык, поэтому мы должны преобразовать целое число 27 к символу 27! key := readkey; - функция readkey считывает символ с клавиатуры, не выводя его на экран и возращает его. Теперь вырисовывается алгоритм :) программы - считываем клавишу с клавиатуры, проверяем его на совпадение с функциональными клавишами. Цикл выполняется, пока мы не нажмём клавишу ESC. Эта программа представляет собой упрощение алгоритма лежашее в основе многих игрушек. |
ПослесловиеНам по прежнему не задали программу максимум. Наш примерный план - добраться до Window'sa. На этом сегодня всё. Если звёзды будут благосколонны, то на этой неделе выйдет ещё один выпуск. |